Можно или нельзя: вред и польза родительских запретов

Можно или нельзя: вред и польза родительских запретов

Начиная с момента своего появления на свет, ребёнок окружён множеством интересного. Причём интерес для него представляет абсолютно всё, включая самые простые и обыденные для взрослого человека вещи – стулья, горшки с цветами, ковры, гардины, лампы… Список можно продолжать бесконечно. Всё окружающее для него в диковинку, новое, неизведанное, манящее. Ко всему этому хочется прикоснуться, испробовать на себе. И это желание понятно. Однако, окружающая ребёнка реальность, наряду с захватывающими открытиями, таит в себе и множество скрытых угроз и опасностей.

Так как же быть? Как подойти к вопросу воспитания ребёнка?

Окружить своё чадо запретами или же всё разрешать? В этом мы и попытаемся разобраться.

Причины родительских запретов понятны и легко объяснимы – мы желаем своему ребёнку добра и не хотим, чтобы он себе, так или иначе, навредил.

Но ведь ребёнку необходимо развиваться, исследовать окружающий его мир, а узнавать и учиться новому гораздо интересней и увлекательней, когда познаёшь всё на собственном опыте. И, в конце концов, вечно ограждать своих детей мы не можем – рано или поздно они должны стать самостоятельными, развив свои исключительные личностные качества. Качества, которые позволят им легче идти по взрослой жизни.

А постоянные «Нельзя!» и «Не трогай!», повторяющиеся изо дня в день, способны лишь подавить ребёнка, способствуя последующим подсознательным самоблокировкам личности. Личности,котораяпока ещё пребывает на стадии формирования.

Постоянные запреты ведут к единственно возможному результату – тормозящему развитие «психологическому кокону», выбраться из которого впоследствии будет очень и очень непросто.

Но ведь, с другой стороны, и позволять абсолютно всё тоже нельзя. Ведь наших «маленьких человечков» действительно окружает множество потенциальных опасностей. Что, по сути, делает запреты просто-таки необходимыми. И это так – запреты необходимы. Но как же быть? Что же делать? Ведь складывается впечатление, что это какой-то магический замкнутый круг, за пределы которого невозможно выйти. Но это вовсе не так.

Выход есть, и решение всех проблем не настолько уж замысловатое, как может показаться на первый взгляд.

Необходимо отталкиваться от того, что рано или поздно ребёнок должен-таки на собственном опыте понять, что уличный асфальт грязный, листья на деревьях невкусные, а всё валяющееся на полу лучше не трогать.

Конечно, вы будете всеми мыслимыми и немыслимыми усилиями оберегать вашу кровиночку от того, чтобы та не попробовала на вкус воду из реки или не съела какую-нибудь пыльную ягоду, собственноручно сорванную с куста на улице.

Но ведь, согласитесь, уследить за всем, как бы вы не старались, невозможно. Рано или поздно что-то не желаемое для вас и такое желаемое и манящее для ребёнка всё же произойдёт. И тут нет абсолютно ничего страшного и катастрофичного.

Жизнь есть жизнь, и с этим стоит смириться.

Если запретов будет слишком много, то ребёнок просто перестанет их воспринимать, прекратит на них реагировать.

Поэтому родителям необходимо выработать строгий запрет лишь на то, что может представлять по-настоящему серьёзную угрозу.

Пусть это будет 3-4 (максимум 5-6) запретов. Если создать лишь небольшой комплекс запретов, то рано или поздно ребёнок его усвоит, можете в этом не сомневаться.

Постепенно ребёнок сам начнёт осознавать, что многие вещи являются недозволенными.

Так в нём начнёт вырабатываться ответственность. Плюс, невероятно важно действительно убедить ваше чадо, что те или иные вещи делать нельзя.

Для этого необходимо произносить запрет строгим, недовольным, но достаточно спокойным голосом (без всякой последующей сопроводительной ласки – ласковых слов, ласковой улыбки и тому подобного), с мгновенным пресечением повторного недозволенного действия, если таковое последует со стороны ребёнка.

Возможно, кому-то подобный метод покажется слишком жёстким. Однако, если не следовать этому пути и не соблюдать строгость в некоторых ситуациях, действительно требующих подобной линии поведения, ребёнок может "сесть вам на голову" и стать практически неконтролируемым, зная, что за его осознанные проступки родители даже не рассердятся на него.

Поэтому запрет из ваших уст должен прозвучать как запрет настоящий, "железобетонный", без тени игривого характера.

По отношению к опасным предметам, таким как, например, ножи или спички, запреты должны звучать очень озабоченным голосом, и, опять же, ни в коем случае не игривым и не ласковым.

Кроме этого, эти запреты должны быть не разовыми, а постоянными и последовательными. Лишь в этом случае ребёнок должным образом усвоит урок.

Конечно, это не означает, что все принятые вами меры предосторожности уберегут ребёнка от того, что он ударится, обожжётся или прищемит пальчик. Ведь если не самому, то как иначе узнать, что чайник, который стоит на огне - горячий, а с кресла падать больно.

Возможно, некоторые родители, отчитывая своего ребёнка, чувствуют некоторую вину, но эта вина является малой ценой за более серьёзные последствия, которые могут иметь место в будущем.

Если ваш ребёнок упадёт или поранится – ничего страшного.

Скажите ему: «Я же говорила, этого делать нельзя! Ты меня не послушался, а теперь видишь, что из этого получилось!». Так он поймёт, что вы всё-таки были правы, и у него будет формироваться подсознательное доверие к вашему мнению.

Никогда не стоит забывать, что «участь» наших маленьких исследователей (синяки, ссадины и сбитые коленки) не обошла стороной ни одного ребёнка на планете.

Мы бессильны полностью защитить наших детей даже в стенах родного дома, что уж говорить об улице, садике, школе.

Ваши дети будут делать ошибки, но, в конце концов, будьте уверены, они убедятся в правоте мамы и папы.

А ваша основная задача состоит в том, чтобы они убедились в этой правоте как можно скорее.

Конечно, иногда (особенно когда дети достигают более зрелого возраста), ваши чада могут начать приводить аргумент, что вы им запрещаете делать что-то, что сами делали, когда были в их возрасте. В этом случае им необходимо объяснить, что вы лишь хотите уберечь их от своих ошибок.

Конечно, не стоит думать, что ваш малыш усвоит всё и сразу – такого не бывает.

Этот процесс является постепенным и может иметь различную продолжительность. Но максимально ускорить его течениевсё же стоит.

Лучше, если дети начнут прислушиваться к вашим словам с первых шагов. Ведь окружающий мир полон различного рода опасностей, а наша цель – научить своего ребёнка жить среди них и самое главное - не бояться!

Поэтому пусть ваш ребёнок наслаждается всем тем, что его окружает.

Не перегружайте его излишними запретами – это лишь повредит. Но и не забывайте его периодически поучать, ведь в будущем это лишь поможет его социальному становлению.

Попытайтесь трезво взвесить все «За» и «Против» в вопросе «что можно, а чего нельзя?», а затем постарайтесь отыскать «Золотую Середину», которая будет в максимальной степени применимаименно к вашему малышу.

Анжела Срибная
6 уроков медитации
Оформите подписку прямо сейчас
 
 
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать "Метод Сильва" в Facebook
Спасибо, я уже с вами!